Сима Бранкович, Марина Новицкая
ТИХАЯ КРАСОТА
В проекте «Тихая красота» художница Сима Бранкович и керамист Марина Новицкая исследуют проблему осмысления исторических образов, техник и символов для проживания нового эстетического и концептуального опыта.

На протяжении Древнего мира и Средневековья образ рыбы, который является центральным в творчестве Симы Бранкович, был наполнен важным духовным смыслом. Так, в Древней Греции рыба была атрибутом Афродиты, а в скандинавской мифологии — Фрейи, богини любви и плодовитости. В образной системе ранних христиан рыба была акронимом слова ΙΧΘΥΣ и символизировала Христа, а позже — всех верующих. Серия акварельных работ Симы Бранкович обращает внимание на актуальность символа рыбы как олицетворения человека и его души в обществе. Художник, подобно творцу, вылавливает души и наделяет каждую своим характером, своими особенностями. Первоначально непритязательные образы рыб, передаваемые автором в естестве и без излишеств, приобретают романтические очертания. Подчеркивая универсальность образа рыбы, художница выводит его трактовку за пределы мифологического сознания. Рыба — это современный и актуальный образ, который совмещает в себе простоту и красоту, универсальность и индивидуальность, международное и локальное значение.

Специально для проекта Марина Новицкая подготовила серию керамических работ, выполненных в старинной японской технике «раку», которая была разработана для создания чаш для чайной церемонии. Это экспериментальный метод создания керамических изделий: нельзя заранее предсказать результат, любая мелочь может иметь значение — трещины, особенности цвета, потеки глазури и т.д. После обжига в печи, объекты достают щипцами и перекладывают в яму, засыпанную сухими опилками. В отсутствии доступа к кислороду происходит процесс редукции, в результате чего глазури приобретают цвета исходных металлов, а сама керамика получает металлизированные поверхности. Таким образом, работа в технике «раку» объединяет в себе четыре стихии — керамика проходит через воду, огонь, землю и воздух. Обращаясь к японской практике создания керамики для чайной церемонии, Новицкая исследует философию «непритязательной красоты», которая отчетливо проявляется именно в этой технике. Таким образом, художница переосмысляет старинную философию и указывает на актуальность принципов «ваби-саби» для современного человека.

Проект «Тихая красота» — это визуальная интерпретация поиска смысла и вдохновения в простоте и естественности через принятие истории и культуры разных народов. Художницы призывают зрителя созерцать образы, которые они видят вокруг себя, принять как старинные, так и современные традиции, и быть благодарными за тихую красоту нашей жизни.
Сима Бранкович — молодая российская художница, живущая и работающая в Москве. Одним из главных объектов исследования художницы являются рыбы. Изображая разных рыб, она создает артефакты для будущих поколений. Обращая внимание на скорость уничтожения видов, загрязнения водной части нашей планеты, Сима создает образы, которые отличаются от действительности, но наделены своей собственной идентичностью. Так, рыба перестает быть артефактом. «Это водный и остальной мир в нас, рыбы вместе с нами. Я в рыбе. Это воскресный летний день, или это состояние после получения хороших новостей. Это потеря чего-то, расставание, покой, обретение. Это буря и после — штиль», — рассказывает художница. Подобно разным состояниям человека и природы, каждый образ получает свои краски и фактуры. И каждая работа напоминает застывшие мгновения жизни.
Галерея Surface Lab Art — творческая площадка, основанная в декабре 2020 года. Цель пространства — выстроить диалог между архитекторами и девелоперами с одной стороны и художниками с другой для создания совместных проектов. Одно из направлений работы пространства — поддержка молодых художников, организация персональных и коллективных выставок, представление работ авторов как профессиональному сообществу, так и широкой аудитории.
Мария Новицкая — художница-керамист и историк искусства из Москвы. В своей художественной практике Марина обращается к различным техникам работы с керамикой, при этом уделяя большое значение связи материала и самой практики работы с ним с природой. Каждый объект художницы визуально и концептуально связан со стихией, а также нередко создан в коллаборации с ней.

Выставка проходит при поддержке
флористического проекта Lastochka.
LASTOCHKA FLOWERS

Выставка проходит при поддержке
парфюмерного проекта Puresense.
PURESENSE

© All Rights Reserved. Surface Laboratory
prozorova@surfacelab.ru
Made on
Tilda