В проекте «Тихая красота» художница Сима Бранкович и керамист Марина Новицкая исследуют проблему осмысления исторических образов, техник и символов для проживания нового эстетического и концептуального опыта.
На протяжении Древнего мира и Средневековья образ рыбы, который является центральным в творчестве Симы Бранкович, был наполнен важным духовным смыслом. Так, в Древней Греции рыба была атрибутом Афродиты, а в скандинавской мифологии — Фрейи, богини любви и плодовитости. В образной системе ранних христиан рыба была акронимом слова ΙΧΘΥΣ и символизировала Христа, а позже — всех верующих. Серия акварельных работ Симы Бранкович обращает внимание на актуальность символа рыбы как олицетворения человека и его души в обществе. Художник, подобно творцу, вылавливает души и наделяет каждую своим характером, своими особенностями. Первоначально непритязательные образы рыб, передаваемые автором в естестве и без излишеств, приобретают романтические очертания. Подчеркивая универсальность образа рыбы, художница выводит его трактовку за пределы мифологического сознания. Рыба — это современный и актуальный образ, который совмещает в себе простоту и красоту, универсальность и индивидуальность, международное и локальное значение.
Специально для проекта Марина Новицкая подготовила серию керамических работ, выполненных в старинной японской технике «раку», которая была разработана для создания чаш для чайной церемонии. Это экспериментальный метод создания керамических изделий: нельзя заранее предсказать результат, любая мелочь может иметь значение — трещины, особенности цвета, потеки глазури и т.д. После обжига в печи, объекты достают щипцами и перекладывают в яму, засыпанную сухими опилками. В отсутствии доступа к кислороду происходит процесс редукции, в результате чего глазури приобретают цвета исходных металлов, а сама керамика получает металлизированные поверхности. Таким образом, работа в технике «раку» объединяет в себе четыре стихии — керамика проходит через воду, огонь, землю и воздух. Обращаясь к японской практике создания керамики для чайной церемонии, Новицкая исследует философию «непритязательной красоты», которая отчетливо проявляется именно в этой технике. Таким образом, художница переосмысляет старинную философию и указывает на актуальность принципов «ваби-саби» для современного человека.
Проект «Тихая красота» — это визуальная интерпретация поиска смысла и вдохновения в простоте и естественности через принятие истории и культуры разных народов. Художницы призывают зрителя созерцать образы, которые они видят вокруг себя, принять как старинные, так и современные традиции, и быть благодарными за тихую красоту нашей жизни.